На главную страницу
О журнале План выхода Подписка Интернет-Магазин Реклама Контакты и реквизиты English На главную страницу Карта сайта Поиск по сайту Обратная связь

перейти к Содержанию номера

№ 1 январь-февраль 2007 г.
Тема номера:
РАЗВИТИЕ СТАНДАРТА ISO 17799 В РОССИИ


НА ЗАЩИТЕ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ ГРАЖДАН РОССИИ

Интервью с заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации,
доктором экономических наук, кандидатом технических наук Анатолием Петровичем Колесником.


Предыдущая статьяСледующая статья

В январе 2007 года вступает в действие Федеральный закон Российской Федерации № 152–ФЗ от 27.07.2006 «О персональных данных», который стал базовым нормативным документом на федеральном уровне в части защиты персональных данных.
В рамках исследований, посвященных защите информации, проблематика защищенности баз персональных данных относится к новым и актуальным направлениям исследований, которым журнал планирует уделять внимание и которые разрабатываются согласно действующему федеральному законодательству Пенсионным фондом Российской Федерации.
Редакция публикует интервью с заместителем Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, доктором экономических наук, кандидатом технических наук Анатолием Петровичем Колесником.

Анатолий Петрович, в течение 2006 года в СМИ было большое количество публикаций о Пенсионном фонде Российской Федерации. Как вы можете прокомментировать этот факт?

Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом, а пенсионное законодательство Российской Федерации предполагает активное участие каждого гражданина в формировании своего пенсионного будущего. Пенсионный фонд Российской Федерации контактирует не только с каждым пенсионером или с каждым гражданином, имеющим право на социальные выплаты из федерального бюджета, но и с каждым работающим гражданином. Поэтому преобразования пенсионной системы, вызванные реализацией нового пенсионного законодательства, основная часть которого была принята в конце 2001 года, вызывают интерес всего взрослого населения страны. Не случайно в публикациях встречается выражение «пенсионная реформа – мать всех реформ».

Пенсионный фонд Российской Федерации работает в условиях развивающегося федерального законодательства как по социальной проблематике, так и по другим направлениям. В этой связи мы с удовлетворением восприняли принятие Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», который дает новый импульс совершенствованию пенсионной системы, особенно в части обработки, использования и обеспечения конфиденциальности и безопасности персональных данных.

Каковы особенности требований конфиденциальности персональных данных граждан в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в сравнении с требованиями банковской или коммерческой тайны?

Принципиальное отличие заключается в том, что нарушение конфиденциальности персональных данных в системе ПФР может затронуть практически любого гражданина России. В данном отношении требования конфиденциальности персональных данных граждан в системе ПФР можно сравнить с требованиями налоговой тайны.

В то же время степень защищенности пенсионеров и всех граждан России от нарушений конфиденциальности персональных данных в системе ПФР достаточно высока, поскольку работа ПФР в этом отношении выстроена в соответствии с требованиями законодательства и гарантируется как Федеральным законом от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», так и федеральными законами, регулирующими деятельность системы обязательного пенсионного страхования и обеспечения.

Каково сейчас состояние с выплатой пенсий?

Понятно, что читателей вашего журнала интересуют не только вопросы информационной безопасности, но и конечные результаты деятельности пенсионной системы страны. В связи с этим отмечу, что ПФР наряду с пенсиями для более чем 38 млн человек осуществляет ряд других социальных выплат, в частности производит ежемесячные денежные выплаты более чем 16 млн граждан в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В настоящее время все выплаты осуществляются в обычном, плановом порядке. Те граждане России, которые должны были по графику получить выплаты из ПФР в первые дни января нового года, смогли это сделать в декабре года минувшего. Что касается выплат в 2007 году, депутаты Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации 6 декабря 2006 года приняли Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год». За принятие закона проголосовало 350 депутатов. Он одобрен Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации 13 декабря 2006 года и подписан Президентом Российской Федерации 19 декабря 2006 года. По оценке Правления ПФР указанный закон позволит Фонду обеспечить выплату пенсий своевременно и в полном объеме.

Необходимо отметить, что Пенсионный фонд Российской Федерации видит свою миссию как в обеспечении высокого качества услуг, предоставляемых гражданам и организациям Российской Федерации, так и в содействии неуклонному повышению уровня пенсий.

Индексация выплачиваемых пенсий, а также расчетного пенсионного капитала у работающих граждан, на основании которого будет определяться размер трудовой пенсии при наступлении страхового случая, в частности достижении пенсионного возраста, производится в установленном законодательством порядке в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации. Для того чтобы граждане учитывали при планировании своей жизнедеятельности заработанную ими пенсию, законодательством предусмотрено информирование каждого из них об уплаченных за него страховых взносах в ПФР и о размере индексации. Пенсионный фонд РФ осуществляет эту функцию с 2003 года на основе сведений системы индивидуального (персонифицированного) учета, осуществляемого ПФР согласно российскому законодательству. Соответствующий информационный ресурс содержит данные более 100 млн индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц: как работающего населения, так и неработающих пенсионеров. Формируется эта информация на основании персональных данных, передаваемых фонду застрахованными лицами и страхователями, как правило, в электронной форме.

Система персонифицированного учета действует в соответствии с Федеральным законом от 1.04.96 № 27-ФЗ и является составной частью информационной инфраструктуры России.

Как бы вы охарактеризовали защищенность информации в системе Пенсионного фонда Российской Федерации в целом?

В соответствии с требованиями защиты информации организованы все технологические процессы в ПФР, начиная от приема данных от застрахованных лиц и страхователей и заканчивая передачей информации тем лицам и организациям, которые определены законодательством. Все персональные данные, передаваемые по каналам связи, зашифрованы с использованием отечественных СКЗИ, имеющих соответствующие сертификаты.

Информация в Пенсионном фонде Российской Федерации хранится на охраняемой территории с применением сертифицированных средств защиты от НСД и их контроля, а также современных методов обеспечения устойчивости информационной инфраструктуры. Имеются в виду средства резервного копирования, устройства бесперебойного электропитания и другие методы введения избыточности, защищающие инфраструктуру баз персональных данных. Вместе с тем, вопрос дальнейшего наращивания защищенности информации Пенсионного фонда Российской Федерации актуален с учетом сложной криминогенной обстановки в информационной сфере России, и мы намерены в дальнейшем уделять ему постоянное внимание. В этой работе мы поддерживаем постоянный контакт с компетентными ведомствами и их органами как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Недавно опубликована информация о том, что Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) приостановила лицензии 23 негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Как защищены граждане России от недобросовестных НПФ?

Вы поставили важный вопрос, касающийся участия в обязательном пенсионном страховании кроме Пенсионного фонда Российской Федерации и других организаций. Действительно, нормативная правовая база, определяющая финансирование накопительной части пенсии, предусматривает взаимодействие ПФР с управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами. В настоящее время это взаимодействие осуществляется со 170 такими организациями, которые названы в заявлениях, поданных в ПФР, примерно полумиллионом граждан. Федеральным законодательством определены граничные условия взаимодействия.

При этом необходимо отдавать себе отчет в том, что каждый гражданин, за которого уплачиваются страховые взносы на накопительную часть пенсии, сам определяет, какая организация будет управлять этими средствами. Ежегодно он может написать заявление в ПФР, которым поручает управление суммой страховых взносов, поступивших для финансирования накопительной части его пенсии, управляющей компании из множества, определенного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В качестве альтернативы в этом заявлении он может изъявить желание перейти для осуществления процедур обязательного пенсионного страхования по накопительной части пенсии в некоторый негосударственный пенсионный фонд из числа зарегистрированных в ФСФР. Если волеизъявление данного застрахованного лица по указанному вопросу отсутствует, то законодательством предусмотрено, что в этом случае управление страховыми взносами, поступившими на накопительную часть его пенсии, осуществляет государственная управляющая компания, определенная Правительством РФ.

Те граждане, которые написали заявления о выборе управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, заняли активную позицию в формировании накопительной части своей пенсии, но, соответственно, приняли на себя возможные риски. Им необходимо следить, в частности, за сравнительной эффективностью управления пенсионными накоплениями у разных управляющих компаний и НПФ. Соответствующая информация публикуется ФСФР, а в части управляющих компаний имеется и на официальном сайте ПФР (www.pfrf.ru). Если данное лицо осуществило свой выбор и выбранный им НПФ имел более высокую доходность, чем другие, то и сумма страховых взносов на накопительную часть пенсии, учтенная за этим гражданином, будет выше. Если на основе анализа доходности и других характеристик НПФ гражданин решил перевести накапливаемые для его пенсии средства из одного негосударственного пенсионного фонда в другой или вернуться для ведения обязательного пенсионного страхования в ПФР, такая возможность также предоставляется ему федеральным законодательством один раз в год.

В СМИ было несколько публикаций о проекте разработки единой социальной карты под эгидой Росинформтехнологии. Имеется ли заинтересованность ПФР в этом проекте?

ПФР стремится использовать в своей деятельности новые технологии в области инфокоммуникаций и защиты данных, поскольку новые технологии всегда содержат в себе новые возможности в формировании услуг для наших клиентов. Это касается и упомянутого вами проекта единой или унифицированной социальной карты (УСК). Особенность наших требований к этой карте заключается в том, что наряду с выплатами она должна использоваться гражданами – клиентами ПФР (как мы ранее говорили, в число клиентов входит все взрослое население страны) для получения информационных услуг от ПФР. Соответствующие проекты у нас не только разработаны, но и прошли пилотную стадию. Мы взаимодействуем в рамках этих работ с Федеральным агентством по информационным технологиям и с разработчиками УСК. Хотелось бы практически испытать, хотя бы в тестовом режиме, указанные УСК в системе Пенсионного Фонда России на предмет их соответствия действующему федеральному законодательству в пенсионной сфере. На решение этой задачи и направлены наши усилия в настоящее время.

Мы видим в этой работе ряд принципиальных вопросов, например вопрос идентификации, вопрос совместимости различных социальных карт, действующих в регионах России (система обязательного пенсионного страхования – федеральная система, обеспечивающая равные права и одинаковые услуги всем гражданам независимо от места их проживания) и др. В какой мере удастся решить имеющиеся вопросы, покажет ближайшее будущее. Пенсионный фонд Российской Федерации в своих проектах придерживается, как правило, не более чем годичного промежутка времени между замыслом проекта и получением практического результата.


Обращайтесь!!!
e-mail:    magazine@inside-zi.ru
тел.:        +7 (921) 958-25-50, +7 (911) 921-68-24


Предыдущая статья    СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА    Следующая статья

 

| Начало | О журнале | План выхода | Подписка | Интернет-магазин | Реклама | Координаты |

Copyright © 2004-2013 «Защита информации. Инсайд». Все права защищены
webmaster@inside-zi.ru

Rambler's Top100